Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Электротранспорт Уфы. Статьи
 


31.01.2007

Семьдесят лет назад по Уфе прошел первый трамвай

1 февраля 1937 года считается памятной датой в истории электротранспорта Уфы: тогда по уфимским улицам прошел первый трамвай. С тех пор минуло 70 лет, и вслед за трамвайными появились троллейбусные линии, общая протяженность тех и других составляет более 300 километров.

Прообразом трамвая была конка: на железные рельсы ставился вагон, впрягалась пара лошадей, и пассажиры передвигались со скоростью 10 километров в час. В России такой вид транспорта был сооружен в 1854 году русским инженером Полежаевым. В окрестностях Петербурга действовала конно-железная дорога длиною в 3,5 версты, затем конку внедрили и в других российских городах.

Развитие электротранспорта связывают с именем Федора Пироцкого, служившего в Главном артиллерийском управлении в Петербурге. О своем изобретении он доложил 26 марта 1880 года. Первый электрический трамвай стал курсировать 22 августа 1880 года в Санкт-Петербурге, о чем сообщили все тогдашние газеты. Однако в некоторых литературных источниках, особенно зарубежных, говорится, что первый в мире трамвай был пущен в эксплуатацию в Германии в 1881 году.

В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан имеется "Доклад Уфимской городской управы Уфимской городской думе по поводу сооружения трамвая". В 1898 году впервые прозвучало предложение инженера Коншина построить в Уфе электрический трамвай на концессионных началах. При обсуждении этого вопроса в Думе было признано, что трамвай для города очень желателен. Была даже избрана особая комиссия для выработки условий, при которых проект мог быть осуществлен.

Но дальше дело не пошло. Основной трудностью было состояние уфимских улиц: большей частью они были узкие и кривые, весной и осенью утопали в грязи. Проложить трамвайные рельсы на таких дорогах было невозможно.

В 20-е годы прошлого века обстановка начала коренным образом меняться. В июне 1924 года в городе открылось автобусное сообщение по маршруту: центр - железнодорожный вокзал - Сафроновская пристань. Дошла очередь и до трамвая. Это случилось в 1937 году. Первая трамвайная линия была проложена по улице Ленина от здания почтамта до улицы Пермской.

С первых дней строительства трамвайных путей трудился рабочим и водителем трамвая будущий Герой Советского Союза Сергей Зорин, который после Великой Отечественной войны возглавил депо N 1, носящее теперь его имя.

Значение ввода в эксплуатацию трамвая в Уфе трудно переоценить. Особую роль он сыграл в военные годы, когда трамвай стал почти единственным транспортом для тысяч рабочих отдаленных заводов, выпускавших продукцию для фронта. К началу войны протяженность трамвайных путей равнялась 21,04 километра на трех маршрутах, по которым ходили 17 моторных и 15 прицепных вагонов. Конечно, этого было недостаточно. Непосредственно до предприятий, расположенных в городе Черниковске, трамвай не доходил. На работу людям приходилось добираться пешком или по железной дороге на товарняках. Однако без трамвая транспортная проблема была бы еще острее.

После войны электротранспорт начал развиваться более интенсивно. Был поставлен вопрос о необходимости троллейбусного движения, поскольку трамвайного сообщения уже не хватало: в 1956 году Черниковск и Уфа соединились.

В 1960 году управление имело два трамвайных депо, 198 вагонов, пять тяговых подстанций. В январе 1962 года появился первый троллейбус. Через 10 лет уже имелось 30 километров троллейбусных линий, а в 1982 году они увеличились до 115 километров. Уфимцы получили реальную возможность выбирать, каким транспортом воспользоваться.

В 1993 году Уфимское трамвайно-троллейбусное управление было переименовано в Муниципальное управление электротранспорта (МУЭТ) Уфы. Оно стало правопреемником Уфимского трамвайно- троллейбусного управления (УТТУ). А до появления троллейбуса данное учреждение называлось "Уфимские городские железные дороги".

К 1995 году протяженность трамвайных путей составила более 156 километров, действовало 22 маршрута, перевозка пассажиров превышала 90 миллионов в год. На линиях работали в основном машины чешского и рижского производства.

В настоящее время у электротранспорта имеются сильные конкуренты в виде скоростных государственных и коммерческих автобусов, маршрутных такси. На проспекте Октября, улицах Ленина и некоторых других часть трамвайных путей демонтирована: потребовалось расширить проезжую часть для автотранспорта. На смену традиционным приходят новые технологии ремонта трамвайных линий. Речь уже идет о бесшумных трамваях, а в перспективе - о скоростных. Появляются также новые модели трамваев, более комфортные для пассажиров. Ясно одно: трамвай еще долго будет одним из основных видов общественного транспорта в силу его экономичности и надежности.

В день юбилея уфимского трамвая следует вспомнить людей, внесших большой вклад в развитие трамвайного сообщения: это Константин Снегирев, начальник Уфимских городских железных дорог с 1946 по 1950 годы; Николай Калинин, трудившийся на этой должности с февраля 1950 года в течение 12 лет; Иван Лысенко, начальник УТТУ с 1972 по 1981 годы; затем два года управлением руководил Эдуард Буткач; до 1995 года начальником УТТУ работал Иван Богданов - опытный инженер и хозяйственник, заслуженный работник электротранспорта. С марта 1998 года по настоящее время начальником МУЭТ Уфы является Марат Хусаинов, чей стаж работы в трамвайно-троллейбусном управлении - около 40 лет.

Впереди у МУЭТ новые задачи, связанные с обновлением подвижного состава, внедрением передовых методов труда в различных подразделениях. Трамвайному сообщению, как всегда, отводится важная роль в совершенствовании пассажирских перевозок.

(При подготовке материала использованы данные, предоставленные МУЭТ Уфы).

Источник: http://www.bashinform.ru/index.php?id=45756

Авторы  Артем Коновалов, Ааре Оландер, Александр Польша, Максим Гольбрайхт, Георгий Красников, Артур Нигаметзянов, Марат Бикметов. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Используются технологии uCoz